Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности
и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребёнка, его
здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим не только
организовывает ребёнка, но и стоит на страже его здоровья. Плюс к этому,
вырабатываются полезные привычки, укрепляются воля, развивается
организованность ребёнка. Можно сказать, что режим дня – это выверенное и
продуманное чередование труда, отдыха, питания и сна, в соответствии с
возрастом малыша. Конечно, чтобы режим дня превратился в привычку, потребность,
родителям надо не только учить ребёнка этому, но и показывать на собственном
примере важность и пользу режима. Помните, что именно в детстве закладываются
все хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребёнку.
Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что
явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить
эту адаптацию – приспособление к жизни – родители обязаны организацией
определенного режима. Нужно помнить, что основа, заложенная в детстве должна
сохраниться на всю жизнь.
Но зачастую родителям и другим окружающим взрослым оказывается трудно соблюдать режим без перебоев: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так сложно выдерживать его, когда ребёнок становится старше.
Но зачастую родителям и другим окружающим взрослым оказывается трудно соблюдать режим без перебоев: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так сложно выдерживать его, когда ребёнок становится старше.
Важнейший компонент режима – сон. Дошкольники обычно встают в
определенные часы (перед уходом в детский сад). Но ложатся спать в одно и то же
время редко: в конце дня у них находятся неотложные дела, а родители добры.
Вследствие этого у ребёнка начинается хроническое недосыпание, которое он старается
компенсировать долгим лежанием в постели в воскресенье и каникулы. Недосыпание
вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности и наоборот, возбуждения. И
то, и другое пагубно отражается на общем развитии малыша. Такой режим не только
не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. С
первого дня следует приучать ребёнка к ритму во всем – питании, в труде, в
отдыхе.
Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных
анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Режим дня
предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха,
в том числе отдыха на открытом воздухе, выполнение правил личной гигиены.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса
разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на
практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию,стремление быть здоровым,
ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных
влияний среды. Сформированные в детстве навыки здорового образа жизни
сохраняются и в дальнейшем.
Правильное воспитание в соответствии с режимом дня, достаточной
продолжительностью сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития
ребёнка. У детей, посещающих детский сад, день подчинён строгому распорядку с
предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями
гимнастикой. Родителям остаётся следить за тем, чтобы и дома, в выходные дни
режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребёнка
привычным. Если ребёнок воспитывается дома, также надо выработать строгий режим
и следить за его неуклонным выполнением. И насколько более тщательно родители
продумывают режим дня своего ребёнка и постараются внедрить его в жизнь,
настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего
ребёнка.