«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть
никому неизвестной пылинкой. ...Человек оставляет себя прежде
всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться
в сердце человеческом,- воспитай своих детей».
В Концепции дошкольного
воспитания подчёркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой
преемственности , что облегчает непрерывность воспитания и развития …
Важнейшим условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между
семьёй и ДОУ , в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей
и педагогов”. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений важность взаимодействия педагогов
детского сада и родителей, так как в процессе воспитания детей возникают
различные проблемы, в том числе касающиеся их физического здоровья и развития.
Ведь никакие, даже самые глубокие знания не будут эффективны у нездорового
человека. И только при условии тесного
взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать
привычку вести здоровый образ жизни. Координация воспитательной работы,
проводимой в детском саду и семье – одна из важнейших моих задач, как
инструктора по физической культуре нашего ДОУ.
Прежде, чем начать работу с родителями, я
разработала специальную анкету, позволяющую выяснить их отношение к задачам
физического воспитания детей.(Приложение № 1). Проанализировав результаты
сделала вывод , что больше половины родителей ведет или пытается вести здоровый
образ жизни, а значит . у меня есть единомышленники, на которых можно
опереться! Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к педагогическому самообразованию. Это радовало!
Но опять же возник вопрос: как донести нужную информацию до остальных родителей. Ведь, не секрет, что
недостаточная осведомленность взрослых
по вопросам физического развития дошкольников может привести к проблемам
в здоровье детей. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
1. Укрепить
связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье,
прежде всего путем различных заданий, которые дети будут выполнять совместно с
родителями.
2. Установить
единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и детском
саду.
3. Использовать
личный опыт взрослых членов семьи в физическом воспитании в качестве примера
для дошкольников.
4. Внедрять
новые, эффективные формы сотрудничества : родители-ребёнок - ДОУ
5. Повысить
компетентность родителей в вопросах ЗОЖ.
6. Наладить
конструктивно-партнерское взаимодействие родителей и всеми участниками
образовательного процесса.
Организовав
целенаправленный поиск решения этих задач, в первую очередь провела опрос – диагностику
родителей на предмет социального заказа, из которого выяснила, либо они хотят
узнать нового, каким опытом могут поделиться, в каких совместных мероприятиях
хотели бы принять участие, и главное, каким формам взаимодействия ДОУ и семьи они
отдают предпочтение. Исходя из запросов родителей был составлен
перспективный план , в
который наряду с
традиционными формами были
включены и современные, более эффективные, позволяющие грамотно
построить работу по
вопросам приобщения детей
и родителей к
здоровому образу жизни. Это:
1.
Совместные
мероприятия в игровых
и соревновательных формах.
2.
Проведение
семинаров-практикумов (опять
же с участием
родителей).
3.
Организация встреч
с различными специалистами.
Так же получить
помощь мамы и
папы могут и
в семейном клубе. А
так как сохранение
и укрепление здоровья
детей является приоритетной
задачей нашего ДОУ, то
и клуб для
родителей решили назвать «Островок здоровья». Определили и
задачи семейного клуба:
1.
Установить доверительные
отношения между детьми, родителями и
педагогами.
2.
Объединить их
в одну команду.
3.
Сформировать потребность
делиться друг с
другом своими проблемами
и решать их
совместно, радоваться
успехам и удачам
каждого.
4.
Активизировать и
обогащать педагогические знания
и умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных
возможностях.
Надо сказать, что семейный
клуб – перспективная форма работы
с родителями, позволяющая учесть
актуальные потребности семей – детей
и взрослых, способствующая формированию
активной жизненной позиции
всех участников процесса, передаче опыта
в воспитании детей.
Работа в клубе
строится на принципах
добровольности, личной
заинтересованности. В нашем клубе
родителей действительно объединяет
общая проблема и
совместные поиски оптимальных
форм помощи ребенку. Тематика встреч
формулируется и запрашивается
родителями, исходя из которых, был
составлен план работы
семейного клуба на год
(приложение №2). А моя задача
уже состоит в том,
что бы продумать организацию
каждой встречи, решить, какая детская
деятельность может проиллюстрировать проблему
и показать динамику
развития отдельно каждого
ребенка. Такие встречи дают
возможность и родителям, и
детям чаще бывать
вместе, общаться, радоваться
даже самым маленьким
успехам. И надо сказать, что
на такие встречи
с удовольствием приходят
не только мамы
и папы, но и
старшее поколение, поскольку у всех есть
большое желание заниматься
вместе с ребенком. В
совместной двигательной деятельности
взрослые полностью сосредотачиваются на
своих детях, что дает
возможность каждому из
них объективно оценить
результаты своего воспитания. Родители с
интересом знакомятся со
здоровьесберегающими
технологиями и охотно
осваивают физические упражнения, которые выполняют
в паре со
своим ребенком (приложение №3).
Активное привлечение родителей
к участию в
совместном отдыхе, праздниках,
организациях встреч в
семейном клубе помогли
сформировать интерес положительное
отношение дошкольников к
регулярным занятиям физической
культурой и в
значительной степени повысить
компетентность родителей в
вопросах ЗОЖ. Родители на
практике убедились, что ребенку
необходимо помочь приобрести
навыки правильной ходьбы, бега, прыжков, что нужно
включать элементы этих
движений в комплекс
утренней гимнастики, которую необходимо
проводить вместе с
детьми дома, если ребенок
по какой-то причине
не посещает детский
сад.
На «Мастер-классах» взрослые знакомятся
с эффективными средствами
оздоровления детей, учатся делать
массаж и самомассаж, правильно проводить
закаливающие процедуры дома, пальчиковую и
дыхательную гимнастики. А с
каким интересом познакомились
родители с комплексом
коррегирующей гимнастики на
профилактику нарушений осанки
и плоскостопия. Этот мастер-класс
из-за большого количества
желающих пришлось проводить
несколько раз.
Большое внимание уделяется
неблагополучным семьям.
Каждая семья получила
психологическую помощь, что помогло
раскрыться робким и
застенчивым, наладить ЗОЖ в
кругу своей семьи.
Творческие же и
спортивные возможности детей
и родителей выявили
совместные праздники.
Из всего выше
сказанного можно сделать
вывод, что эффективно организованное сотрудничество дает
импульсы к взаимодействию с
семьей на качественно
новой основе, предполагающей не
просто совместное участие
в воспитании ребенка, но
и осознание общих
целей, доверительное
отношение и стремление
к взаимопониманию. Лишь при
условии реализации физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ и
семье, совместной и целенаправленной деятельности
родителей и педагогов
может быть обеспечена
положительная динамика показателей, характеризующих здоровье
дошкольников и их
ориентацию на здоровый
образ жизни.
Приложение №1
Анкета для
родителей
Фамилия, имя
ребенка______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Группа (№)________________________________________________________
Дата заполнения
___________________________________________________
1. Считаете ли
Вы проведение работы
по оздоровлению детей
важнейшим компонентом в
программе воспитания и
образования дошкольников?
Да □
Не ставлю на первое место □
Нет □
2.
Согласны ли Вы
с тем, что Вам
не хватает опыта
и знаний по
вопросам оздоровления детей?
Да □ Частично
□ Нет □
3.
Используете
ли Вы дома
какие-нибудь методы оздоровления
себя и Вашего
ребенка? Какие?_____________________________________
4.
Занимаетесь
ли Вы физкультурой?
Да
□ Иногда □ Нет □
5.
Какое
закаливание ребенка проводилось
с рождения до
поступления в детский
сад: раннее плавание,
влажные обтирания, обливания, сон на
воздухе, гимнастика, массаж, другие
методы? (Нужное подчеркните или впишите иное.)____________________________________
6.
Какую
медико-педагогическую помощь Вы
хотели бы получить
в
МДОУ?________________________________________________________
7.
Хотели бы Вы, чтобы
в группе были
введены специальные оздоровительные занятия?
Да □ Нет □
Приложение №
2
План
работы семейного клуба
«Островок
здоровья» на 2014-2015
учебный год
Дата
проведения
|
Тематика
|
Содержание
|
Участники
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Сентябрь
|
Торжественное открытие семейного
клуба «Островок здоровья»
|
Визитная карточка клуба. Обсуждение перспективного плана. Концертная программа. Совместное чаепитие (лекарственные травы, собранные летом
родителями и детьми).
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети.
|
Октябрь
|
Проект «Выходные дни – вместе с
папой, вместе с мамой»
|
Презентация семейных проектов
«Наш самый лучший
выходной день». Веселые эстафеты, конкурсы.
|
Инструктор по физ. культуре,
воспитатели, дети.
|
Ноябрь
|
Мастер-класс «Игровой
самомассаж – эффективное
средство сохранения и
укрепления здоровья детей.
|
Игровая программа «Игры которые
лечат». Веселые конкурсы,
эстафеты.
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети.
|
Декабрь
|
Дискуссия «Закалять или не
закалять»
|
Организация закаливания детей
в ДОУ. Родительские заблуждения
о морозной погоде. Закаляемся всей
семьей (из опыта семейного
воспитания).
|
Инструктор по физ. культуре, родители.
|
Январь
|
Деловая игра «Знатоки здорового
образа жизни»
|
Конкурсная теоретическая программа, веселые игры, эстафеты.
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети.
|
Февраль
|
Круглый стол «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
|
Открытый просмотр
«Гимнастика вдвоем»
(родитель+ребенок). Показательные выступления детей «Веселая зарядка»
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети.
|
Март
|
Дискуссия «Расти здоровым малыш».
|
Выступление старшей мед. сестры «Как воспитать
правильную осанку у
детей». Открытый просмотр
«Комплекс упражнений корректирующей гимнастики « Я позвоночник берегу». Игровая программа «Игры, которые лечат».
|
Инструктор по физ. культуре, старшая мед. сестра, родители, дети.
|
Апрель
|
Круглый стол «Мы за
здоровый образ жизни»
|
Конкурс детских рисунков, выставка-конкурс нестандартного спортивного
оборудования, изготовленного
родителями вместе с
детьми.
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети, воспитатели.
|
Май
|
Мастер-класс «Влияние
пальчиковых игр на
развитие речи детей»
|
Художественное слово: стихи,
поговорки, пословицы, сказки, загадки. Веселые конкурсы.
|
Инструктор по физ. культуре, родители, дети, воспитатели.
|
Приложение №3
Комплекс утренней гимнастики
“ Вместе с мамой ”
Дети берут
гимнастические палки, встают рядом с мамами.
У нас славная осанка , мы свели
лопатки
( идут парами друг за
другом, палка на правом плече у ребенка
)
Мы походим на носках ( идут
на носках , палку держат вдвоём в вытянутых руках)
А потом на пятках (палка на плечах у ребёнка держат вдвоем
ближе к концам)
Пройдет мягко, как лисята (
мама идёт спиной вперед, ребенок встаёт на ступни мамы оба держат палку на
уровне груди ребенка)
А потом как медвежата ( идут на наружной стороне стопы , палка на
плечах ребенка)
На дорожку ровно встали, друг за
другом побежали (бег в колоне
по одному, вдвоем держат палку)
1.
“ Кто
выше “
И. п. : узкая стойка, палка в
опущенных руках
В. :
поднять палку максимально вверх , посмотреть на нее , вернуться в исходное
положение ( 6 – 8 раз)
2. “Мельница”
И. п : широкая стойка , палку держат
вдвоём вертикально на уровне груди ребёнка
В. : вращательные движения руками влево
и вправо с максимальной амплитудой. ( 6 – 8 раз )
3.
“У кого лучше”
И. п.: широкая стойка, палка на уровне
груди ребёнка.
В. : наклон, не сгибая ног, спинка
прямая , вернуться в исходное положение (6-8 раз)
4. “Пакет
с сюрпризом”
И. п.: сесть на пятки, голову пригнуть
к коленям
В. : выпрямится ( раскрылся пакет)
палка в вытянутых руках , вернуться в исходное положение (6-8 раз)
5. “Сюрприз
в пакете”
И. п. : встать на четвереньки, напротив
друг друга.
В.: Прогибать и выгибать спину, (6-8 раз)
6 . “Поиграем”
И. п.: палка в опущенных руках.
В. : по очереди выполнять приседания (
6- 8 раз)
7. “Мостик”
И. п.: мама сидит, ноги разведены, ребёнок ложиться в ноги маме
В.: максимально прогнуться с опорой на
ступни и плечи, вернуться в исходное положение (6-8 раз)
8 “Ловкие прыгуны”
И. п. : узкая стойка, держат палку правой рукой (палка стоит
перпендикулярно на полу)
В. : прыжки влево и вправо от палки 8-10 прыжков
9. “Самолет”
И. п.: мама сидит ноги разведены. Ребёнок ложится в ноги
В.: поднять верхнюю часть туловища, руки отвести в стороны (самолёт
взлетел) вернуться в исходное положение (6-8 раз)
10. Массаж “Был у зайки
огород”
И. п.: дети ложатся на живот, мамы присаживаются рядом (релаксация,
оздоровление)