27.10.2014

Заседание клуба «Островок здоровья» (методическое пособие). Автор Шашенкова Т.А.


«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. ...Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей».
                                                      В.А. Сухомлинский


В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности , что облегчает непрерывность воспитания и развития …
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ , в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений важность взаимодействия педагогов детского сада и родителей, так как в процессе воспитания детей возникают различные проблемы, в том числе касающиеся их физического здоровья и развития. Ведь никакие, даже самые глубокие знания не будут эффективны у нездорового человека. И только при условии  тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное  физическое развитие ребенка,  сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни. Координация воспитательной работы, проводимой в детском саду и семье – одна из важнейших моих задач, как инструктора по физической культуре нашего ДОУ.
 Прежде, чем начать работу с родителями, я разработала специальную анкету, позволяющую выяснить их отношение к задачам физического воспитания детей.(Приложение № 1). Проанализировав результаты сделала вывод , что больше половины родителей ведет или пытается вести здоровый образ жизни, а значит . у меня есть единомышленники, на которых можно опереться! Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к  педагогическому самообразованию. Это радовало!
Но опять же возник вопрос: как донести нужную информацию до остальных родителей. Ведь, не секрет, что недостаточная осведомленность взрослых  по вопросам физического развития дошкольников может привести к проблемам в здоровье детей. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
1. Укрепить связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми  в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных заданий, которые дети будут выполнять совместно с родителями.
2.  Установить единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и детском саду.
3. Использовать личный опыт взрослых членов семьи в физическом воспитании в качестве примера для дошкольников.
4.    Внедрять новые, эффективные формы сотрудничества : родители-ребёнок - ДОУ
5.    Повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ.
6. Наладить конструктивно-партнерское взаимодействие родителей и всеми участниками образовательного процесса.


Организовав целенаправленный поиск решения этих задач, в первую очередь провела опрос – диагностику родителей на предмет социального заказа, из которого выяснила, либо они хотят узнать нового, каким опытом могут поделиться, в каких совместных мероприятиях хотели бы принять участие, и главное, каким формам взаимодействия ДОУ и семьи они отдают предпочтение. Исходя из запросов родителей был составлен
перспективный  план , в  который  наряду  с  традиционными  формами  были  включены  и  современные, более  эффективные, позволяющие  грамотно  построить  работу  по  вопросам  приобщения  детей  и  родителей  к  здоровому  образу  жизни. Это:
1.          Совместные  мероприятия  в  игровых  и  соревновательных  формах.
2.          Проведение  семинаров-практикумов (опять  же  с  участием     родителей).
3.           Организация  встреч  с  различными  специалистами.
Так  же  получить  помощь  мамы  и  папы  могут  и  в  семейном  клубе. А  так  как  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей  является  приоритетной  задачей  нашего  ДОУ, то  и  клуб  для  родителей  решили  назвать «Островок  здоровья». Определили  и  задачи  семейного  клуба:
1.      Установить  доверительные  отношения  между  детьми, родителями  и  педагогами.
2.      Объединить  их  в  одну  команду.
3.      Сформировать  потребность  делиться  друг  с  другом  своими  проблемами  и  решать  их  совместно, радоваться  успехам  и  удачам  каждого.
4.      Активизировать  и  обогащать  педагогические  знания  и  умения  родителей, поддерживать  их  уверенность  в  собственных  возможностях.
Надо  сказать, что  семейный  клуб – перспективная  форма  работы  с  родителями, позволяющая  учесть  актуальные  потребности  семей – детей  и  взрослых, способствующая  формированию  активной  жизненной  позиции  всех  участников  процесса, передаче  опыта  в  воспитании  детей.
Работа  в  клубе  строится  на  принципах  добровольности, личной  заинтересованности. В  нашем  клубе  родителей  действительно  объединяет  общая  проблема  и  совместные  поиски  оптимальных  форм  помощи  ребенку. Тематика  встреч  формулируется  и  запрашивается  родителями, исходя  из  которых, был  составлен  план  работы  семейного  клуба  на  год (приложение №2). А  моя  задача  уже  состоит  в  том, что бы  продумать  организацию  каждой  встречи, решить, какая  детская  деятельность  может  проиллюстрировать  проблему  и  показать  динамику  развития  отдельно  каждого  ребенка. Такие  встречи  дают  возможность  и  родителям, и  детям  чаще  бывать  вместе, общаться, радоваться  даже  самым  маленьким  успехам. И  надо  сказать, что  на  такие  встречи  с  удовольствием  приходят  не  только  мамы  и  папы, но  и  старшее  поколение, поскольку  у  всех  есть  большое  желание  заниматься  вместе  с  ребенком. В  совместной  двигательной  деятельности  взрослые  полностью  сосредотачиваются  на  своих  детях, что  дает  возможность  каждому  из  них  объективно  оценить  результаты  своего  воспитания. Родители  с  интересом  знакомятся  со  здоровьесберегающими  технологиями  и  охотно  осваивают  физические  упражнения, которые  выполняют  в  паре  со  своим  ребенком (приложение №3).
Активное  привлечение  родителей  к  участию  в  совместном  отдыхе, праздниках, организациях  встреч  в  семейном  клубе  помогли  сформировать  интерес  положительное  отношение  дошкольников  к  регулярным  занятиям  физической  культурой  и  в  значительной  степени  повысить  компетентность  родителей  в  вопросах  ЗОЖ. Родители  на  практике  убедились, что  ребенку  необходимо  помочь  приобрести  навыки  правильной  ходьбы, бега, прыжков, что  нужно  включать  элементы  этих  движений  в  комплекс  утренней  гимнастики, которую  необходимо  проводить  вместе  с  детьми  дома, если  ребенок  по  какой-то  причине  не  посещает  детский  сад.  
На «Мастер-классах»  взрослые  знакомятся  с  эффективными  средствами  оздоровления  детей, учатся  делать  массаж  и  самомассаж, правильно  проводить  закаливающие  процедуры  дома, пальчиковую  и  дыхательную  гимнастики. А  с  каким  интересом  познакомились  родители  с  комплексом  коррегирующей  гимнастики  на  профилактику  нарушений  осанки  и  плоскостопия. Этот  мастер-класс  из-за  большого  количества  желающих  пришлось  проводить  несколько  раз.
Большое  внимание  уделяется  неблагополучным  семьям. Каждая  семья  получила  психологическую  помощь, что  помогло  раскрыться  робким  и  застенчивым, наладить  ЗОЖ  в  кругу  своей  семьи.
Творческие  же  и  спортивные  возможности  детей  и  родителей  выявили  совместные  праздники.
Из  всего  выше  сказанного  можно  сделать  вывод, что  эффективно  организованное  сотрудничество  дает  импульсы  к  взаимодействию  с  семьей  на  качественно  новой  основе, предполагающей  не  просто  совместное  участие  в  воспитании  ребенка, но  и  осознание  общих  целей, доверительное  отношение  и  стремление  к  взаимопониманию. Лишь  при  условии  реализации  физкультурно-оздоровительной  работы  в  ДОУ  и  семье, совместной  и  целенаправленной  деятельности  родителей  и  педагогов  может  быть  обеспечена  положительная  динамика  показателей, характеризующих  здоровье  дошкольников  и  их  ориентацию  на  здоровый  образ  жизни.

Приложение №1

Анкета  для  родителей

Фамилия, имя  ребенка______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Группа (№)________________________________________________________
Дата  заполнения ___________________________________________________
1.              Считаете  ли  Вы  проведение  работы  по  оздоровлению  детей  важнейшим  компонентом  в  программе  воспитания  и  образования  дошкольников?
Да □            Не ставлю на первое место □          Нет □ 
2.                    Согласны  ли  Вы  с  тем, что  Вам  не  хватает  опыта  и  знаний  по  вопросам  оздоровления  детей?
Да □            Частично  □                                                 Нет □                 
3.                    Используете  ли  Вы  дома  какие-нибудь  методы  оздоровления  себя  и  Вашего  ребенка? Какие?_____________________________________ 
4.                    Занимаетесь  ли  Вы  физкультурой?
Да □             Иногда □                                                Нет □ 
5.                    Какое  закаливание  ребенка  проводилось  с  рождения  до  поступления  в  детский  сад: раннее  плавание, влажные  обтирания, обливания, сон  на  воздухе, гимнастика, массаж, другие  методы? (Нужное  подчеркните  или  впишите  иное.)____________________________________
6.                    Какую  медико-педагогическую  помощь  Вы  хотели  бы  получить  в   МДОУ?________________________________________________________ 
7.                    Хотели  бы  Вы, чтобы  в  группе  были  введены  специальные  оздоровительные  занятия?
  Да □              Нет □

Приложение № 2 

План  работы  семейного  клуба

«Островок  здоровья»  на  2014-2015  учебный  год


Дата проведения
Тематика
Содержание
Участники
1
2
3
4
Сентябрь
Торжественное  открытие  семейного  клуба  «Островок  здоровья»
Визитная  карточка  клуба. Обсуждение  перспективного  плана. Концертная  программа. Совместное  чаепитие (лекарственные  травы, собранные  летом  родителями  и  детьми).
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети.
Октябрь
Проект  «Выходные  дни – вместе  с  папой, вместе  с  мамой»
Презентация  семейных   проектов  «Наш  самый  лучший  выходной  день». Веселые  эстафеты, конкурсы.
Инструктор  по  физ. культуре,
воспитатели, дети.
Ноябрь
Мастер-класс «Игровой  самомассаж – эффективное  средство  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей.
Игровая  программа «Игры  которые  лечат». Веселые  конкурсы, эстафеты.
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети.
Декабрь
Дискуссия «Закалять  или  не  закалять»
Организация  закаливания  детей  в  ДОУ. Родительские  заблуждения  о  морозной  погоде. Закаляемся  всей  семьей (из  опыта  семейного  воспитания).
Инструктор  по  физ. культуре, родители.
Январь
Деловая  игра «Знатоки  здорового  образа  жизни»
Конкурсная  теоретическая  программа, веселые  игры, эстафеты.
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети.
Февраль
Круглый  стол «Гармонизация  детско-родительских  отношений средствами  физической культуры»
Открытый  просмотр «Гимнастика  вдвоем» (родитель+ребенок). Показательные  выступления  детей «Веселая  зарядка» 
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети.
Март
Дискуссия «Расти  здоровым  малыш».
Выступление  старшей  мед. сестры «Как  воспитать  правильную  осанку  у  детей». Открытый  просмотр «Комплекс  упражнений  корректирующей  гимнастики « Я позвоночник  берегу». Игровая  программа «Игры, которые  лечат».
Инструктор  по  физ. культуре, старшая  мед. сестра, родители, дети.
Апрель
Круглый  стол «Мы  за  здоровый  образ  жизни»
Конкурс  детских  рисунков, выставка-конкурс  нестандартного  спортивного  оборудования, изготовленного  родителями  вместе  с  детьми.
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети, воспитатели.
Май
Мастер-класс «Влияние  пальчиковых  игр  на  развитие  речи  детей»
Художественное  слово: стихи, поговорки, пословицы, сказки, загадки. Веселые  конкурсы.
Инструктор  по  физ. культуре, родители, дети, воспитатели.


Приложение №3

Комплекс утренней гимнастики
 “ Вместе с мамой ”

Дети берут гимнастические палки, встают рядом с мамами.
У  нас славная осанка , мы свели лопатки   ( идут парами друг за другом, палка на  правом плече у ребенка )
Мы походим на носках   ( идут на носках , палку держат вдвоём в вытянутых руках)
А потом  на пятках  (палка на плечах у ребёнка держат вдвоем ближе к концам)
Пройдет мягко, как  лисята ( мама идёт спиной вперед, ребенок встаёт на ступни мамы оба держат палку на уровне груди ребенка)
А потом как медвежата      ( идут на наружной стороне стопы , палка на плечах   ребенка)
На дорожку  ровно встали, друг за другом побежали  (бег в колоне по  одному, вдвоем держат палку)

      1.            “ Кто выше
И. п. : узкая стойка, палка  в опущенных руках
В. : поднять палку максимально вверх , посмотреть на нее , вернуться в исходное положение ( 6 – 8 раз)
2. “Мельница”
И. п : широкая стойка , палку держат вдвоём вертикально на уровне груди ребёнка
В. : вращательные движения руками влево и вправо с максимальной амплитудой. ( 6 – 8 раз )
3. “У кого лучше”
И. п.: широкая стойка, палка на уровне груди ребёнка.
В. : наклон, не сгибая ног, спинка прямая , вернуться в исходное положение (6-8 раз)
4. “Пакет с сюрпризом”
И. п.: сесть на пятки, голову пригнуть к коленям
В. : выпрямится ( раскрылся пакет) палка в вытянутых руках , вернуться в исходное положение (6-8 раз)
5. “Сюрприз в пакете”
И. п. : встать на четвереньки, напротив друг друга.
В.: Прогибать и выгибать спину,   (6-8 раз)
6 . “Поиграем”
И. п.: палка в опущенных руках.
В. : по очереди выполнять приседания ( 6- 8 раз)
7. “Мостик”
И. п.: мама сидит, ноги разведены, ребёнок ложиться в ноги маме
В.: максимально прогнуться с опорой на ступни и плечи, вернуться в исходное положение (6-8 раз)
8 “Ловкие прыгуны”
И. п. : узкая стойка, держат палку правой рукой (палка стоит перпендикулярно на полу)
В. : прыжки влево и вправо от палки 8-10 прыжков
9. “Самолет”
И. п.: мама сидит ноги разведены. Ребёнок ложится в ноги
В.:  поднять верхнюю часть  туловища, руки отвести в стороны (самолёт взлетел) вернуться в исходное положение (6-8 раз)
10. Массаж “Был у зайки огород”
И. п.: дети ложатся на живот, мамы присаживаются рядом (релаксация, оздоровление)